В 2015 г. Альфа-Банк внедрил в свой интернет-банк «Альфа-Бизнес Онлайн» сервис проверки контрагентов. Перед отправкой платежа клиенты банка видят необходимую информацию о своих деловых партнерах и могут сберечь свои средства в случае потенциальной угрозы.
В 2014–2015 гг. в банковских кругах витала идея «единого окна», когда в интернет-банке клиенту должны быть доступны все инструменты для ведения бизнеса: бухгалтерские программы, сервисы отправки отчетности и т. д. В результате на сайтах банков появились спецпредложения партнеров на базе агентских договоров. Клиенты не получили каких-то новых полезных возможностей, а партнеры не расширили объемы сбыта.
Следующим шагом стала интеграция ДБО и веб-бухгалтерий. Но, несмотря на простоту идеи, реализация выливалась в пул громоздких мероприятий: диалог с вендорами платформ, бюджетирование разработки, согласование безопасности. Одно из самых главных препятствий состояло в том, что на старте было трудно спрогнозировать монетизацию.
Наибольший успех в этой области мог иметь проект, который бы обеспечивал максимальный синергетический эффект с точки зрения нужной пользователю функциональности и приносил бы банку дополнительный доход. Таким проектом стало внедрение 2015 г. в интернет-банк «Альфа-Бизнес Онлайн» сервиса проверки контрагентов от «СКБ Контур».
Принципы работы
По данным экспертов, в последний год участились случаи, когда компании получали ущерб от фирм-однодневок и «плохой» дебиторской задолженности. Например, поставщику отправляют аванс, а он уже не может выполнить свои обязательства и не возвращает деньги. Причина потерь в том, что бизнес не владеет актуальной информацией о своих контрагентах. Чтобы компании могли регулярно и быстро проверять юрлиц и ИП, с которыми работают, СКБ Контур разработал сервис для интернет-банков «Светофор». Он базируется на профессиональном веб-сервисе проверки контрагентов Контур. Фокус.
При загрузке платежных поручений в «Альфа-Бизнес Онлайн» сервис узнает ИНН контрагента и через API-шлюз обращается за данными о контрагенте в систему «Контур. Фокус». В результате перед отправкой платежа клиент видит последние сведения о банкротствах, арбитражных делах, исполнительных производствах и другие важные факты о контрагентах. Сервис имеет понятную визуализацию в виде сигналов светофора, окрашенных в зависимости от важности обнаруженных данных. Кликнув по сигналу, клиент узнает информацию, которая может повлиять на его решение о платеже. Например, данные об арбитражах и сами арбитражные дела.
Также сервис анализирует директора и учредителей контрагентов на предмет «номинальности» и может порекомендовать установить надежный контакт с руководством компании. Так сервис помогает избежать «плохой дебиторки», проблем с возвратом НДС и повысить информированность о контрагентах.
Результаты внедрения и эффективность
В Альфа-Банке отмечают, что сервис востребован среди клиентов — пользователей интернет-банка «Альфа-Бизнес Онлайн». Полезную опцию уже попробовали несколько тысяч юридических лиц. Многие из них высоко оценили удобство «светофора» и реальную пользу их бизнесу. Например, один из предпринимателей планировал перевести своему давнему контрагенту p1,5 млн. Перед отправкой он увидел предупреждающий сигнал и решил не переводить деньги. Оказалось, что предприятие уже не может выполнить свои обязательства. «Благодаря сервису экспресс-проверки контрагентов, который мы полгода назад внедрили в «Альфа-Бизнес Онлайн», десятки тысяч клиентов Альфа-Банка в онлайн-режиме узнают о последних важных фактах из жизни своих партнеров. Некоторым предпринимателям сервис уже помог предотвратить потерю средств. Вместе с «СКБ Контур» мы сделали классную и полезную «фичу» для бизнеса и очень этим довольны», — комментирует Петр Диденко, начальник управления развития электронных продуктов для корпоративных клиентов блока «Электронный бизнес» Альфа-Банка.
В ближайшие полгода «СКБ Контур» планирует внедрить сервис в нескольких федеральных и региональных банках, а в декабре 2015 г. стартуют первые решения вендоров банковских платформ: BSS (Юниаструмбанк) и iSimpleLab (Крайинвестбанк). Ожидается, что в 2016 г. «Светофор» станет всеобщим гигиеническим инструментом при отправке платежей в интернет-банке.
Ольга Стаднийчук, менеджер по развитию направления компании «СКБ Контур»
Источник: Www. cnews. ru