Как СГК переходит на VDI: 1,5 тыс. пользователей сегодня и 4 тыс. завтра

Несколько тысяч сотрудников «Сибирской генерирующей компании» переходят на работу в виртуальной среде. Что стало причиной этого шага, и к чему в результате придет компания, рассказывают Андрей Тихонравов, директор по информационным технологиям компании СГК, и Андрей Дыль, начальник управления ИТ-инфраструктуры СГК.

CNews: Какими были предпосылки проекта виртуализации?

Андрей Тихонравов: Когда в феврале-марте 2014 года я знакомился с компанией СГК, я посетил несколько генерирующих предприятий (ТЭЦ, ГРЭС) и обнаружил, что компания обладает очень старым парком компьютерной техники, самые старые компьютеры были 2001–2002 годов выпуска, а средний возраст персональных компьютеров составлял 10 лет. На данных компьютерах уже с трудом запускалось даже самое легкое современное программное обеспечение. Серверное оборудование на станциях находилось также в плачевном состоянии, где-то к серверам изолентой были примотаны термометры, где-то были собраны самодельные системы кондиционирования, а сотрудники ИТ-дирекции на станциях с паяльниками в руках героически поддерживали весь этот парк в рабочем состоянии. При этом в управляющей компании стояли новые компьютеры Apple, на которых была установлена операционная система Windows. Ситуация усугублялась тем, что компания использовала технику всех известных мне производителей, начиная с мировых лидеров, таких как HP, Dell, Fujitsu Siemens, Hitachi, IBM, Lenovo, заканчивая российскими компаниями, такими как Depo и «Аквариус».

Как СГК переходит на VDI: 1,5 тыс. пользователей сегодня и 4 тыс. завтра

Андрей Тихонравов: Еще в 2014 году сотрудники ИТ-дирекции с паяльниками в руках героически поддерживали разнообразный парк оборудования в рабочем состоянии. Мы решили перевести пользователей в виртуальную среду

Перед нами встала задача стандартизации оборудования, используемого на рабочих местах и, конечно, основная задача заключалась в том, чтобы за минимальные деньги модернизировать огромный парк устаревшего оборудования. Мы рассмотрели два варианта: покупку новых максимально дешевых персональных компьютеров и покупку серверов и тонких клиентов с использованием виртуализации. Анализ показал, что большинство компьютеров использовалось для решения типовых рабочих задач, то есть было много унифицированных рабочих мест. Этот аргумент, а также то, что при использовании тонких клиентов пользователи сильно ограничены в использовании компьютеров для задач, не связанных напрямую с их должностными обязанностями, стали основными в решении рассмотреть виртуализацию в качестве альтернативы покупке персональных компьютеров. Мы посчитали дисконтированную стоимость обоих проектов и остановились на варианте работы в виртуальной среде.

CNews: Как вы выбирали конфигурацию решения для виртуализации? Какие были альтернативы?

Андрей Дыль: Выбор программной конфигурации мы начали с того, что познакомились с лидирующими решениями. Смотрели VMware Horizon – у нас уже используется платформа VMware для виртуализации корпоративной инфраструктуры, и использование системы того же бренда сняло бы вопросы правильной интеграции. Смотрели Citrix XenDesktop так как для доставки приложений удаленным пользователям в компании используется CitrixXenApp.

Расчеты показали, что по совокупной стоимости владения в нашем случае выгоднее брать решение Citrix, потому что у нас уже был пул лицензий Citrix, используемых для XenApp, покрывающий оба решения. Этот выбор устраивал нас и с точки зрения поддержки решения, потому что опыт работы с продуктами этой компании уже имелся.

CNews: Как выбирали поставщика решения?

Андрей Дыль: На этапе разработки решения мы обращались к нескольким нашим давним партнерам, проводили многочисленные расчеты различных конфигураций, анализировали имеющиеся внедрения решений виртуализации. После окончательных расчетов, учитывая сферу деятельности нашей компании, был объявлен открытый конкурс в соответствии с 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по результатам которого компания «АМТ-ГРУП» представила лучшее предложение, устроившее нас с технической точки зрения, по срокам поставки и итоговой стоимости.

CNews: Расскажите, пожалуйста, об основных этапах и сроках проекта.

Андрей Дыль: Проект мы начали во второй половине 2014 года с изучения рынка. К началу 2015 года собрали тестовую платформу виртуализации, на которой обкатывали все имеющееся в компании программное обеспечение, изучали его поведение и возможные сложности при масштабировании на тысячи пользователей. Этот этап помог выявить много нюансов, которые могли сыграть свою роль при эксплуатации.

На первом этапе проекта мы решили, что будем использовать не только специализированные устройства, но и по возможности старые компьютеры в качестве тонких клиентов. Для терминалов был разработан максимально облегченный образ системы на базе ОС Ubuntu. Задача доставки приложений на устройство пользователя потребовала оптимизации программ для работы под серверной ОС, в качестве которой мы выбрали WindowsServer 2008 R2.

Как СГК переходит на VDI: 1,5 тыс. пользователей сегодня и 4 тыс. завтра

Андрей Дыль: Сейчас в СГК 1,5 тыс. пользователей VDI, планируем довести их число до 4 тыс.

Таким образом, мы решили предварительные вопросы масштабирования инфраструктуры. К разработке этих решений мы привлекали различные ИТ-компании, провели несколько референс-визитов в компании, использующие VDI, наращивали собственную экспертизу в решении этих задач. Было очень интересно узнать, с какими проблемами сталкиваются компании при реализации подобных проектов, и как они преодолеваются. Но, несмотря на референсы и пример других, мы все же пошли своим путем в реализации VDI.

CNews: В чем заключались ваши особенности?

Андрей Дыль: Мы смотрели, как делают другие, и понимали, какой опыт следует перенимать, а какой нет. В частности, в одном из банков пользователю просто заменили физическое рабочее место на виртуальное. При этом каждый сотрудник имел свой образ системы. А мы хотели все по максимуму убрать в сеть, включая пользовательские профили и данные.

Для чего это делается: во-первых, так наши сотрудники не привязаны к компьютерам и могут работать из любого места. Во-вторых, унификация значительно упрощает выполнение процессов обновления ПО: мы можем не доставлять патчи на каждую машину, а загружать их на единый эталонный образ. И при каждом новом включении загружается чистый образ со всеми последними обновлениями ПО и пользовательскими настройками.

Также это позволило нам повысить уровень безопасности на конечных устройствах, потому что даже если сотрудник каким-то образом ухитрится подхватить вредоносное ПО, оно будет «жить» на его компьютере только до выхода из системы. При следующей загрузке снова будет чистая ОС.

И, конечно, важен традиционный плюс виртуализации – удобство для удаленных сотрудников. При каждом заходе под своим именем они получают доступ к своему персональному рабочему пространству, к той информации, с которой работают в персональных папках.

CNews: Сколько рабочих мест VDI создано? Где расположены эти пользователи – на одной площадке или на удаленных?

Андрей Дыль: «Сибирская генерирующая компания» имеет распределенную инфраструктуру. В основном мы работаем в трех регионах. Первый и самый крупный – Красноярский край, здесь мы сделали VDI-инфраструктуру, охватывающую предприятия компании в городах не только Красноярского края, но и республики Хакасия. Остальные регионы – Кемеровская область и Алтайский край, в которых виртуальные инфраструктуры также распространяются на предприятия регионов.

Таким образом, у нас получились три отдельные инфраструктуры виртуализации рабочих мест. Первые две абсолютно идентичны по оборудованию, а в Алтайском крае мы использовали оборудование, ранее включавшееся в корпоративную инфраструктуру – по нашим расчетам, для обеспечения потребностей пользователей края его производительности будет более чем достаточно.

CNews: Какие возможности масштабирования заложены в систему, и какие у вас ближайшие планы по ее развитию?

Андрей Дыль: Уже на 2016 год нами запланировано развитие: проведены конкурсные процедуры и мы ожидаем поставку серверного оборудования в Красноярском крае и Кемеровской области. Его включение позволит нам вдвое увеличить число пользователей VDI-систем.

На данный момент у нас подключены более 1500 пользователей, а всего мы планируем перевести на технологию «тонкого клиента» около 4 тыс. сотрудников компании.

Кроме того, на первом этапе мы не затрагивали ресурсоемкие задачи, хотя пользователям нужны в том числе и «тяжелые» приложения типа САПР/CAD. Сейчас мы уже протестировали в виртуальной среде имеющиеся в компании CAD-системы. Для обеспечения их работоспособности мы установим серверы с графическими ускорителями.

CNews: Какие эффекты для бизнеса вы видите в реализованном решении?

Андрей Дыль: Основной, конечно, экономический – за счет повышения производительности АРМ сотрудникам не придется ожидать отклика «машины». Еще одним из направлений, на котором мы смогли получить экономический эффект, стало снижение проектных затрат за счет использования бесплатного гипервизора на серверах виртуализации для пользовательских машин. Также этой цели служил переход на серверную ОС, потому что лицензии VDAна пользовательские системы, обновляемые ежегодно, лишили бы нас экономической выгоды.

Еще один способ снизить расходы – это уже упомянутое использование существующей техники, которая была неспособна «тянуть» десктопные приложения, но отлично справлялась с ролью терминала. Да, мы все равно купили терминальные устройства для части сотрудников, но конкретно этот шаг дал примерно 25% общего экономического эффекта от проекта в трехлетней перспективе. И даже если старый компьютер сломается, сотрудник тут же получит устройство из подменного фонда и через пять минут продолжит работу в тех же программах, которые у него были открыты.

Совокупность этих мероприятий позволила нам при сравнении вариантов 100% замены парка устаревшего оборудования и внедрения VDI получить экономический эффект уже от виртуализации одной тысячи рабочих мест, а при 4 тыс. мест эффект уже становится значительным.

Источник: Www. cnews. ru