О том, что востребовано сегодня российскими компаниями в сфере бизнес-аналитики и какова роль консалтинга в реализации сложных проектов по внедрению аналитических систем, CNews рассказал Роман Лелеков, директор департамента профессиональных услуг SAS Россия/СНГ.
CNews: По итогам последнего отчета Gartner, корпорация SAS вновь вошла в число лидеров в квадрате Advanced Analytics Platforms. Есть ли сегодня в России интерес к сложной, продвинутой аналитике, или в текущих экономических условиях востребованы более простые и понятные решения?
Роман Лелеков: Спрос на глубокую аналитику есть, и обусловлен он рядом факторов. С одной стороны, зрелость российского рынка достаточно высока. Практически во всех компаниях уже ни один год успешно работают транзакционные системы, и благодаря этому есть хорошая основа для бизнес-аналитики, которая делается как с помощью всем известных BI-решений, так и с использованием инструментов продвинутой аналитики.
С другой стороны, экономическая ситуация становится все сложнее, а конкуренция все выше. И здесь на помощь приходит серьезная аналитика, которая позволяет выявить неочевидные с первого взгляда закономерности, выработать подходы к оптимизации деятельности, как отдельных направлений, так и компании в целом. Например, если в бизнесе накоплено достаточно информации о поведении клиентов, то аналитическая система позволяет выработать максимально эффективные стратегии коммуникации с ними в будущем.
CNews: Драйверами спроса на углубленную бизнес-аналитику традиционно считались банковский сектор и телеком. Появились ли у вас новые заказчики из других сегментов российской экономики?
Роман Лелеков: Да, конечно. Мы по-прежнему активно реализуем проекты в энергетике и транспортной сфере, появляются проекты в страховых компаниях. В последние два года большой спрос на наши решения мы наблюдаем со стороны госструктур и торговых сетей.
Хотелось бы отметить, что появляются не только новые отрасли, но меняется и структура спроса, причем и в тех отраслях, где мы работаем давно. Например, если раньше в области клиентской аналитики в основном решались задачи анализа поведения потребителей и автоматизации маркетинговых кампаний, то сейчас формируется оптимальный пакет предложений клиентам с учетом бюджетных ограничений и каналов связи. В банковском секторе актуальны задачи противодействия мошенничеству и управления рисками, причем банки переходят от оценки платежеспособности конкретного заемщика к анализу рисков банка в целом, включая требования регулятора по стандартам Базель.
В России в основном наблюдается спрос на законченные решения, на аналитику, которая позволит клиенту решить его конкретную бизнес-задачу в обозримые сроки. Это может быть кросс-отраслевая задача, например повышение эффективности продаж или выстраивание более продуктивной работы с клиентами в рамках программ лояльности на базе результатов клиентской аналитики. А может быть и сугубо отраслевая задача, решение которой требует глубоких знаний отраслевой специфики и бизнес-логики в той или иной сфере. Например, построение кредитного конвейера, то есть системы, которая позволит проводить оценку платежеспособности заемщиков и автоматизировать процесс принятия решения о выдаче кредита и его дальнейшем обслуживании.
Кстати, распространение аналитических систем на рынке так и происходит. Сначала в той или иной отрасли клиент решает с помощью наших систем задачи, характерные и для других отраслей, а затем сугубо отраслевые. Например, в ритейле мы начинали с анализа того, за счет чего можно увеличить сумму среднего чека или частоту покупок, как удержать в торговой точке наиболее лояльного клиента, а сейчас совместно с клиентами занимаемся прогнозированием спроса с учетом всех тонкостей торгового бизнеса и оптимизацией товарных запасов.
Cnews: За рубежом ситуация несколько иная?
Роман Лелеков: Российский бизнес, в отличие от западного, и экономически и ментально пока более сосредоточен на решении текущих задач и определении ближайших планов развития, потому наиболее востребованы пакетные, «тиражные» продукты, которые мы поставляем на рынок.
Не всегда очевиден для российского заказчика и полный перечень задач, который он может решить с помощью продвинутой аналитики. Но постепенно ситуация меняется: приходит иное понимание значения аналитики для бизнеса, меняется и перечень решаемых задач. В частности, все острее перед российскими компаниями, как и перед игроками на зарубежных рынках, стоит задача построения отличных от конкурентов стратегий поведения на рынке. Как следствие — в компаниях создаются специальные аналитические подразделения, а разрозненные информационно-аналитические системы консолидируются в рамках единой аналитической платформы. Поэтому я глубоко уверен в том, что будущее – за нашими сложными разработками, с богатым математическим аппаратом.
CNews: Бизнес SAS В России, как и направление, которое вы возглавляете, уже на протяжении нескольких последних лет демонстрируют хорошие темпы роста. Роман, в чем секрет успеха и какова роль консалтинга в бизнесе SAS?
Да, действительно, уже на протяжении нескольких лет бизнес SAS в России в целом и направление Консалтинга в частности уверенно демонстрируют 30% рост ежегодно. На мой взгляд, таких результатов удается достичь благодаря глубокой экспертизе в предметной области, которой мы занимаемся, системному подходу к делу и, конечно, уникальному продуктовому портфелю именно в сегменте углубленной аналитики. Здесь мы предлагаем максимально возможный набор решений, причем большинство из них успешно работают на российском рынке и мы в деталях знаем особенности их имплементации и использования.
Не будет ошибкой сказать, что роль консалтингового подразделения в успехе компании SAS на российском рынке достаточно велика. Ведь мы предлагаем комплексные решения, основываясь на непосредственном опыте внедрений у российских заказчиков, учитывая не только функциональные возможности системы, заложенные производителем программного обеспечения и лучшие практики внедрения программного обеспечения за рубежом, но и особенности имплементации решений с учетом российской специфики. Наша задача – подобрать для решения бизнес-задачи клиента подходящее программное обеспечение, определить оптимальные подходы к реализации проекта, предложить необходимое обучение.
Именно наши консультанты, непосредственно участвуя в реализации проектов, накапливают экспертизу по тому, как тот или иной аналитический программный продукт используется компаниями из различных отраслей для решения разноплановых бизнес-задач. Эти знания позволяют консалтинговому подразделению принимать активное участие в продвижении компании на рынок и в формировании продуктового портфеля, который корпорация предлагает сегодня российским заказчикам, а это не менее 2-3 уникальных решений в год.
CNews: Роман, какие задачи стоят перед подразделением консалтинга в условиях динамично развивающегося рынка?
Первая и ключевая задача, которую мы успешно решаем, — поддерживать высокое качество консалтинговых услуг, обеспечивая при этом хорошие темпы роста консалтингового бизнеса в России. По данным опроса на последнем SAS Forum Russia, подавляющее большинство клиентов довольны сотрудничеством с нами и готовы рекомендовать консалтинговые услуги SAS другим заказчикам.
Вторая не менее важная задача – вывод на российский рынок новых для наших заказчиков продуктов. Например, недавно успешно были завершены первые проекты на базе нашего решения по противодействию мошенничеству. Один из них мы реализовали в группе компаний «Уралсиб Страхование», где стояла цель автоматически отличать добросовестных страхователей от мошенников как на этапе продажи полиса, так и на этапе проверки страхового случая. Другой – в Райффайзенбанке, который традиционно уделяет большое внимание процессам оценки рисков и качеству своего кредитного портфеля. Не секрет, что в любом сегменте цена вывода нового продукта на рынок весьма высока. Являясь системообразующим игроком в сфере серьезной бизнес-аналитики, SAS берет на себя соответствующие издержки. Знание российской специфики с одной стороны и доступ к международной экспертизе с другой позволяют нам предлагать действительно востребованные российскими компаниями решения.
И, наконец, накопление продуктовой, отраслевой и бизнес-экспертизы по всему стеку программных продуктов SAS. Сегодня наши консультанты оказывают услуги по внедрению 11 продуктовых линеек. Мы имеем доступ к международной экспертизе, к консультантам, внедрявшим аналогичные проекты за рубежом, и у нас за плечами большой опыт успешно решенных бизнес-задач в различных отраслях и сферах деятельности в России. Мы не только из проекта в проект накапливаем знания по использованию наших программных продуктов, но и тщательно анализируем их, четко структурируем по типам решаемых бизнес-задач в тех или иных отраслях и на разных рынках. У нас работает система консолидации знаний и обмена опытом: википедия, регулярные встречи по обмену опытом и работа над ошибками.
CNews: Вы хотите сказать, что в SAS приходят за уникальными знаниями?
Роман Лелеков: Да. SAS вышел из университетской среды. И, несмотря на глобализацию компании, люди, обладающие знаниями, ценятся здесь более всего. Мы дорожим специалистами, которые владеют отраслевой и бизнес-экспертизой. Их глубокие знания и практические навыки позволяют учитывать специфику и особенности работы в той или иной сфере. Не менее важны для нас, конечно, и технические навыки работы со сложными аналитическими системами, понимание всех возможностей богатого математического аппарата, которые в них заложены.
Являясь одним из ключевых игроков рынка бизнес-аналитики, SAS в прямом смысле слова растит такие кадры для себя, и для индустрии в целом. У нас действуют стажерские и академические программы с ведущими ВУЗами страны: МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИИТ, МЭИ и др. Мы также сотрудничаем с ВУЗами в СНГ. В частности, среди них Казахско-Британский Технический Университет, Назарбаев Университет. К слову сказать, я сам так попал в компанию: будучи студентом мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова, участвовал в первой стажерской программе SAS в России.
Одна из ключевых задач нашей Академической программы – воспитание культуры работы с аналитической информацией. Поэтому сегодня решения SAS изучаются в рамках отдельных дисциплин в бизнес-школах и ВУЗах. Мы активно работаем над тем, чтобы в ближайшем будущем наши программы стали стандартами де-факто в бизнесе. И искренне надеемся, что через 5–7 лет углубленная бизнес-аналитика будет привычным инструментом стратегического планирования среди топ-менеджеров многих российских компаний.
Людмила Теплова
Источник: Www. cnews. ru