Основными чертами современного российского промышленного предприятия являются клиентоориентированность, дисциплина вложений и стремление к предиктивному анализу данных. О своем взгляде на данные вопросы рассказал ИТ-директор компании «Северсталь» Юрий Шеховцов.
CNews: Как вы оцениваете динамику развития компании «Северсталь»? Что нового принес уходящий год?
Юрий Шеховцов: В целом, если говорить о динамике, компания — устойчивый лидер индустрии. Я думаю, что мы достаточно хорошо двигаемся.
CNews: В какую сторону?
Юрий Шеховцов: В нашем топе приоритетов — забота о клиентах и максимальная клиентоориентированность. Это первоочередная задача. Второе — это высокое качество продукции и услуг для наших потребителей, в том числе, качество сервисов. Мы пристально контролируем дисциплину поставок. То есть, если говорить про нашу стратегию, то ее базис — фокус на клиента. Второй фокус, который всегда был и никуда не уходил — эффективность.
CNews: Влияет ли на холдинг продолжающийся экономический кризис, и если да — то как? Снизили ли вы объем ИТ-бюджетов? Может быть, изменились требования клиентов?
Юрий Шеховцов: Клиенты, независимо от того, есть кризис или нет, — хотят динамики и большего числа услуг за те же деньги. Это, в принципе, нормальное явление и понятный вызов, актуальный не только для нашей индустрии. Мы пытаемся — и, я считаю, неплохо — соответствовать вызовам. Мы делаем определенные инвестиции в это направление. Что касается бюджетов, то у нас достаточно понятная программа ИТ-развития компании. Однако насколько мы сократили или не сократили ИТ-бюджеты, я сказать не могу: у нас много различных направлений и трудно оценивать их вкупе.
Я бы сказал так: замедления в развитии не наблюдается. Наш подход к инвестициям стал более сфокусированным. Мы четко выбираем программы, которые дадут эффект, а не красивые идеи. Даже если они очень хороши.
CNews: То есть вы более внимательно относитесь к вложениям?
Юрий Шеховцов: Абсолютно точно. Мы фокусируемся на дисциплине вложений и на отдаче. И мы делаем только то, что действительно дает какие-то явные преимущества нам и нашим клиентам.
CNews: Расскажите про ИТ-проекты компании за прошедший период? Какие проекты были наиболее удачными с точки зрения возврата средств?
Юрий Шеховцов: С точки зрения возврата средств у нас все проекты достаточно удачные, поэтому сложно сказать, какой из них лучше, а какой хуже. Строго говоря, мы не делаем неэффективных проектов. Если говорить о конкретных удачных идеях, то, например, в ноябре этого года мы ввели MES-систему на производстве холодного проката, которая успешно заработала. На всём предприятии была внедрена система интегрированного планирования. В конце ноября будет стартовать первый функционал нового интернет-магазина Hybris по продажам дистрибуции для B2C/В2В клиентов со склада. Это самые значимые начинания последнего времени.
Можно также отметить проекты внедрения системы электронного документооборота (СЭД) и системы электронной цифровой подписи (ЭЦП), которые мы запустили в прошлом году и теперь тиражируем. Теперь внутри компании мы полностью работаем на цифровых носителях. Кроме того, мы подключаем к СЭД и ЭЦП наших поставщиков и потребителей. Перед нами стоит задача полностью уйти от бумаги.
Что касается будущих проектов, то мы нацелены на анализ больших массивов данных и получение предиктивной аналитики в области ремонта оборудования и контроля качества. Я думаю, что трендом следующих лет будут как раз возможности данных, которые мы получаем с сенсоров и датчиков.
CNews: Вы сейчас завершаете смену платформы электронной коммерции. Говорить об удовлетворении результатами, наверное, пока рано, ведь сам запуск не состоялся?
Юрий Шеховцов: Довольны мы будем результатами или нет — неважно. Важно, насколько будут довольны результатами клиенты. Но мы думаем, что в этом смысле все будет хорошо. Новый интернет-магазин, в отличие от предыдущих площадок, которые у нас есть, создавался с учетом проведенных клиентских фокус-групп. Фактически мы применили итерационный подход: создавали прототип, показывали его клиентам, получали обратную связь, делали определенные изменения. Таких итераций у нас было порядка семнадцати, соответственно, было проведено 17 фокус-групп. Поэтому продукт, который увидят клиенты, для них не будет неожиданностью. Он будет вполне понятным. Помимо этого, до конца года будет проходить тестирование с пилотной группой клиентов. Они будут размещать заказы, платить за них, получать продукты, и только потом они будут доступны для широкой аудитории. Поэтому, как мне кажется, такая площадка — это именно то, чего хотят клиенты.
CNews: Заменит ли интернет-магазин старую площадку? Или будет проведена интеграция?
Юрий Шеховцов: Скорее всего, рано или поздно, заменит полностью.
CNews: А если вообще полностью перейти на электронную площадку? Или вы будете продолжать принимать заказы старым способом?
Юрий Шеховцов: Время покажет. Скорее всего, такая возможность представится. Ради этого все, в принципе, и делается — чтобы упростить взаимодействие с клиентами. Но если заказчик потребует персонального менеджера и очного общения, мы всегда будем следовать этим пожеланиям.
CNews: Расскажите, пожалуйста, как организуется система менеджмента качества, которая используется на предприятии.
Юрий Шеховцов: В нашей компании существует эффективная программа контроля качества. Вкратце ее суть в том, что любая претензия очень серьезно расследуется. Мы пытаемся добраться до глубинных причин всех сбоев по качеству.
CNews: Как у вас организована логистика? Вы работаете с каким-то конкретным перевозчиком или с несколькими компаниями? Используете ли вы телематику?
Юрий Шеховцов: В сфере логистики мы используем решение SAP ТМ, которое мы внедрили в этом году. Более того, мы одними из первых сделали провели бесшовную интеграцию с системой РЖД «Этран». Кроме того, в рамках SAP TM мы имеем возможность дать нашим перевозчикам портал, на котором они могут разместить тендер и выбрать ту или иную автоперевозку.
CNews: В прошлом году в связи с внедрением SAP HANA вы планировали модернизировать аппаратную часть инфраструктуры. Удается ли реализовать эти планы?
Юрий Шеховцов: Во-первых, если мы говорим про ERP, SAP HANA — это проект текущего года, он полностью завершен и, естественно, мы модернизировали оборудование: переход с Oracle на SAP HANA требует совершенно другого уровня архитектуры. Еще в прошлом году мы приняли решение разместить во внутреннем центре обработки данных оборудование Lenovo специально для HANA. Оно было закуплено, установлено, и весь программно-аппаратный комплекс был поставлен уже с системой. Сейчас этот переход полностью завершен. В следующем году мы будем переводить на SAP HANA сопутствующие модули, например, систему планирования (APO) и систему взаимоотношения с клиентами (CRM). Базовая ERP работает полностью на HANA.
CNews: Каковы результаты внедрения?
Юрий Шеховцов: Все довольны. При внедрении стояла цель «закрывать» компании на третий день. Сейчас мы «закрываем» на четвертый-пятый. Несколько «закрытий» на четвертый день произошли благодаря HANA. Фактически цикл расчета занимает минуты, поэтому решение данной задачи в меньшей степени системный вопрос, и в большей — процессный: необходимо понимать, какое производство что делает, чтобы в нужный момент дать информацию к «закрытию». Опять-таки, развиваясь и дальше в этом направлении, мы в течение двух лет полностью перейдем на онлайн-репортинг из цеховых систем в SAP. Сейчас где-то это делается раз в 15 минут, где-то — раз в два часа. Когда это будет происходить в режиме реального времени, «закрытие» станет исключительно техническим вопросом.
CNews: Не так давно генеральный директор подразделения Mitsubishi Electric в России и СНГ заявил, что уровень автоматизации российских производственных предприятий значительно отстает от зарубежных конкурентов. Как вы оцениваете его высказывание?
Юрий Шеховцов: Под автоматизацией можно подразумевать разное. То, о чем мы говорили — это системы третьего-четвертого уровня. Может быть, второго. Мы считаем, что находимся на достаточно хорошем уровне. Если же речь идет о роботизации автоматики, когда не требуется участие человека в погрузке, разгрузке, перевалке и так далее, то тут, конечно, есть с чем работать. Новые линии — полностью роботизированные. Все зависит от того, какого возраста оборудование и завод. Но изначально речь идет о целесообразности инноваций: надо понимать, что эта автоматизация дает.
Я был на заводе в Америке, он был практически полностью роботизирован, но если у них вставала система, произвести что-то вручную было уже невозможно. Получается, главные работники у них — инженеры по системам. Но это вовсе не означает, что наше производство менее эффективное из-за того, что у нас не стоят одни только роботы. Наверное, где-то это оправдано, а где-то нет.
Я считаю, мы достаточно неплохо оснащены. Здесь важно не гнаться за модой, а получать эффект для компании и для клиентов. Правильный вопрос тут такой: соответствуешь ли ты рынку в данный конкретный момент и можешь ли ты сказать, что твоя стратегия обеспечит достаточно устойчивое положение в будущем?
CNews: Традиционно считается, что российский рынок промышленной автоматизации — это много импорта и очень низкий уровень сервиса. Согласны ли вы с этим? И может ли эту ситуацию изменить, например, курс на импортозамещение? Или есть какие-то другие рецепты
Юрий Шеховцов: Что касается конкретных решений, то тут так: они либо есть, либо их нет. Импортные они или отечественные — вопрос вторичный. Важнее другое: есть ли люди, которые знают эти решения и могут их внедрить. Я видел не так много хороших дешевых решений, но много видел дорогих, которые сложно внедрять, потому что нет ни людей, ни хорошей сервисной поддержки. Думаю, что истина где-то посередине. И то, и другое возможно. Ничто не мешает отечественному продукту становиться качественным.
Но, если говорить в целом, нет разницы, кто произведет датчик. Главное, чтобы он был и работал эффективно. Потому что в обратном случае мы рискуем не только деньгами, но и временем, и динамикой развития.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о планах вашей компании в будущем году. Какие трудности вы видите? На какие результаты рассчитываете?
Юрий Шеховцов: Если говорить именно об ИТ, то основная наша задача — сделать организацию более гибкой и быстрее выдавать решения, которые требуются в конкретный момент времени. Это называются по-разному: дизайном мышления, Agile и так далее. Но суть сводится к простому: мы должны гораздо быстрее выдавать продукт хорошего качества и как можно раньше понять, дает он эффект или нет. Если дает, можно запускать какую-то большую программу. Наверное, привнесение в ИТ-организацию и производство некой культуры скорости эксперимента и получения результата, а также внедрение наиболее перспективных разработок — это основные вызовы, которые будут сохраняться в следующую декаду. Потому что информационный поток растет, конкуренция тоже, и на вызовы рынка и времени нужно реагировать гораздо быстрее.
Полина Осокина
Источник: Www. cnews. ru