Как скоро рынок облачных услуг избавится от «детских болезней» и оправдает возлагавшиеся на него надежды? Что тормозит его развитие? Достаточно ли хороши технологии, и правду ли говорят маркетологи облачных провайдеров? Эти и другие вопросы обсуждали представители ИТ-бизнеса и заказчиков на секции «Облачные технологии», которая прошла в рамках CNews Forum 2016.
Рынок облачных услуг в России, несомненно, активно растет, но каковы его реальные размеры? Год за годом аналитические компании публикуют свои оценки, которые отличаются в несколько раз. Причина в том, что до сих пор не существует общепринятой методики исследования. В частности, не определен круг продуктов и сервисов, относящихся именно к облакам, а не к смежным сферам.
Проблемы и шерифы
Облачный рынок молод и находится в стадии активного роста и отчасти – трансформации. Тем не менее, рост продолжается. В значительной мере он определяется результатами работы крупных поставщиков ИКТ, к числу которых относится и Huawei. Еще недавно мы знали ее как исключительно телекоммуникационную компанию, пока она не заявила о своем выходе и на другие высокотехнологичные рынки в России.
Директор департамента ИТ-решений Huawei Артур Пярн представил взгляд своей компании на отечественный рынок облачных сервисов. Одна из проблем заключается в том, что рост есть, но он не взрывной. Мы не видим резкого «взлета» ни внутренней автоматизации на облачных технологиях, ни публичных сервисов. «У рынка облаков есть не только драйверы, но и стопперы, – убежден Александр. – Первое, что тормозит развитие – это отсутствие дата-центров, которые предлагают сертифицированные на соответствие 152-ФЗ «О персональных данных» публичные облака. О каком развитии можно говорить, если по закону облако с персональными данными может быть только частным, даже если оно размещено в ЦОДе? Вторая преграда – ошибочное мнение, будто облака дешевле, чем владение собственной инфраструктурой. При расчете стоимости владения на несколько лет это далеко не всегда так». Последнее заявление вызвало обсуждение среди участников секции, которое выявило ту же проблему: все вкладывают в понятие «облака» разное содержание.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Виктор Вагнер, начальник управления ИТ «Абсолют Страхование»: Сумма, которую нам насчитали за перенос трех основных серверов в облака, составляла 120–160 тысяч рублей в месяц – для небольшой компании эти траты нецелесообразны
В отношения облачных технологий и экономики нужно внести ясность. Один из аспектов этого прокомментировал Сергей Табулин, руководитель департамента облачных решений IBM в России и СНГ. По его мнению, облака предоставляют доступ к новым бизнес моделям и «работают на API — экономику». В этом утверждении он имел в виду не сам Application Programming Interface, а API-стратегию организации, которая включает разработку бизнес-продуктов на основе существующих API, предоставление сервисов разработчикам, а также модели монетизации API для построения мультиканального взаимодействия и повышения прибыли. «Принцип API-экономики – это предоставление существующих бизнес-активов через цифровой интерфейс для использования внешними и внутренними разработчиками при создании новых сервисов и приложений, – говорит докладчик. – И самое интересное здесь в том, что возникает экосистема – то, что очень любят современные компании. Они желают иметь больше сервисов для получения доступа к новым рынкам и расширения возможностей на существующих». Реализация этих принципов возможна именно на облачных технологиях.
Источник: IBM, 2016
Антон Салов, директор проектного офиса «Ростелекома», также посвятил свое выступление анализу ситуации на рынке гособлаков. С этим рынком неразрывно связаны события, ставшие драйверами роста облачных сервисов в стране в целом. Не так давно в России резко подорожало компьютерное железо, и те, кто не смог купить оборудование, был вынужден перейти на услуги сервис-провайдеров. А те, в свою очередь, традиционно закупают оборудование впрок и поэтому смогли позволить себе расширение объема услуг. Рынок, по мнению докладчика, вырос значительно – многие аналитики даже недооценивают темпы его увеличения. Что касается «государственного сектора облачного рынка», то его судьба во многом определена постановлением Правительства №1236 от 16 ноября 2015 года, которое ограничило использование иностранного ПО. И теперь целый ряд организаций обязан закупать только тот софт, который присутствует в реестре отечественного ПО. «Но интересно, что в этом постановлении не сказано про отечественные дата-центры. И если вы хотите купить какую-то иностранную программу, то пока еще можете обратиться к российским поставщикам услуг и приобрести ее как сервис» – рассказал Антон Салов.
Источник: Ростелеком, 2106
Тема SaaS стала реже встречаться в качестве темы для обсуждения, хотя говорить есть о чем. Этой модели облачных сервисов посвятил свое выступление директор по развитию компании «Аксиоматика» Михаил Ляпин. Он напомнил, что обсуждать применимость технологий к тому или иному сегменту рынка можно только в контексте экономики: если денег сегмент не приносит, то и облака там не «взлетят». В качестве примера он назвал сектор СМБ, на который так надеялись поставщики SaaS, рисуя колоссальные перспективы с сотнями миллиардов долларов оборота. «На самом деле, – считает Михаил Ляпин, – денег в СМБ для поставщиков SaaS нет. Российскому облачному рынку почти 10 лет. Если не считать «СКБ Контур», то у среднего успешного российского облачного сервиса от 5 до 15 тысяч клиентов, при том, что в России около 3,5 млн компаний без учета однодневок. То есть проникновение среднего популярного SaaS-сервиса в РФ составляет 0,1%». Единственная компания, сумевшая по-настоящему заработать на ПО в виде сервисов для СМБ в России – это, по мнению докладчика, фирма «1С», а всем остальным лучше искать прибыли в секторе Enterprise.
ЦОДы и облака меняются, говорит Владимир Ураев, старший специалист по продажам DC&Cloud в регионе EMEA компании Juniper Network. «Легко ли использовать облака сегодня? Нет, потому что 95% компаний сталкиваются с проблемами при переносе своих данных в облака. У 31% возникает проблема с изменением внутренних моделей работы в связи с таким переходом, – привел данные исследований спикер. – Очень популярным направлением становится автоматизация ЦОДа, потому что до сих пор почти половина сбоев в них случаются по вине человеческого фактора. Растет доля гибридных облаков: 82% крупных компаний в мире используют именно эту модель». Изменения заметны практически везде. В частности, с ростом нагрузки на ЦОДы связано увеличение внутреннего трафика, что вынуждает поставщиков внедрять более эффективные сетевые архитектуры.
Что это дает рынку?
Директор по развитию бизнеса HERE Павел Козлов остановился на решениях, которыми владеет его компания в сфере облачных сервисов. Первое геолокационное облако HERE запустила в 2011 году, и, после того как она была куплена автомобильным консорциумом, ее усилия были сконцентрированы в том числе на создании облачных геолокационных сервисов для роботизированных машин. «Автотранспорт – только часть того, чем мы занимаемся, – сказал он. – В последнее время все чаще возникает необходимость обработки данных, относящихся к интернету вещей. Но все равно самое главное устройство, подключенное к интернету вещей – это автомобиль. И данные с автомобильных датчиков ложатся в основу новой картографии, позволяют создавать новые сервисы, невозможные ранее».
Источник: HERE, 2016
Виталий Морозов, глава группы DC&Telecom компании АВВ, также перевел тему облаков в плоскость интернета вещей. Характерно, что эта компания, производящая электрооборудование и не имеющая прямого отношения к ИКТ, тоже готова производить оборудование для интернета вещей, в частности для систем электроснабжения ЦОДов. Таким образом еще раз подтверждается, что облачные технологии на стыке индустрий дают дополнительные возможности для появления новых решений. «Возникает необходимость создания новых платформ управления дата-центрами, – говорит Виталий Морозов. – В ЦОДах интернет вещей охватит все аспекты, от эксплуатации до долгосрочного планирования: будут расширены возможности аналитики за счет дополнительной информации, изменится подход к профилактическому обслуживанию за счет самодиагностики устройств нового типа».
1 | 2 | 3 | 4 | 5
Директор департамента ИТ ГК «Европлан» Антон Прямиков : Бизнесу от ИТ нужно, чтобы все работало всегда, везде и быстро, сбои устранялись за минуты, ошибки ПО за часы, изменения в ПО вносились за дни, а новые технологии внедрялись за недели
Lattelecom – крупнейший ИТ-интегратор в странах Балтии, и его бизнес похож на знакомый нам «Ростелеком», рассказал Марис Сперга, директор отдела по решениям ЦОД. Он, в частности, предложил участникам форума свое видение проблем и ограничений, мешающих росту облаков. «Все ИТ в облака не перейдут никогда, – считает он. – Этому мешает в первую очередь страх отдать свои данные провайдеру. Второй ограничитель – недоверие к безопасности в облаках. И, наконец, мешают проблемы совместимости технологий». Как же преодолеть эти ограничения и добиться успеха в развитии облачных услуг?
Источник: Lattelecom, 2016
По мнению Мариса Сперги, поставщик должен постоянно меняться и развиваться в соответствии с развитием рынка. Он должен обучать клиентов, рассказывать о возможностях и технологиях облаков. Поставщику необходимо тесно сотрудничать с бизнес-заказчиком по поводу перехода в облако. И очень важно поддерживать на высоком уровне контент.
Взгляд с другой стороны
О практическом подходе к построению облачных сервисов с точки зрения заказчика рассказал директор департамента поддержки и сопровождения ИТ ГК «Европлан» Антон Прямиков. Эта лизинговая компания провела модернизацию ИТ-инфраструктуры с использованием возможностей частного облака. В едином виртуальном ЦОДе, который построен на распределенных площадках, реализованы 47 сервисов компании. К ним подключаются около 1800 сотрудников компании. Также спикер поделился мнением о том, что требуется бизнесу от ИТ-службы: «Бизнесу нужно выполнение пяти пунктов. Первый – все работает всегда, везде и быстро. Второе – любые сбои устраняются за минуты. Третье – ошибки программного кода исправляются за часы. Четвертое – изменение существующего ПО делается за дни. И пятое – внедрение новых технологий занимает недели».
На рынке здравоохранения существует достаточно серьезная проблема, связанная с обменом данными между разными медицинскими организациями и пациентами. Единственный реальный способ их объединить, как считает ИТ-директор компании «Медскан» Сергей Гилёв, заключается в том, чтобы использовать облачные решения. Почему эта проблема актуальна именно сейчас? У молодежи возникла мода на фитнес-трекеры и прочую носимую электронику, которая накапливает потенциально полезные данные о здоровье. Кроме того, люди уже привыкли получать услуги удаленно и в «мобильном» виде. И, наконец, медицинские технологии позволяют ответить на требование удаленного получения медицинских данных пациентами.
Но мешает одна проблема: этого рынка нет. Врачи, государственные и частные клиники, пациенты не связаны информационно никак. «Что можно сделать в такой ситуации? Нужно иметь единую для всех облачную платформу, которая будет позволять загружать, сохранять и обмениваться данными, но в рамках простых действий для пользователя. Пациент должен иметь возможность выбирать врача, и, самое главное, должна быть возможность непосредственно из приложения обратиться к врачу с вопросом», – убежден Сергей Гилёв.
Против течения
Рынок знает примеры не только перехода в облака, но и отказа от него. Виктор Вагнер, начальник управления ИТ компании «Абсолют Страхование», рассказал, что из-за ряда недостатков в серверном ПО пришлось отказаться от существующей системы виртуализации и начать поиски замены. «После общения с поставщиками облачных сервисов было принято решение не использовать их, – рассказал спикер. – Во-первых, мы хотели пользоваться приобретенным ПО до конца срока его эксплуатации, а не продлевать подписку каждый раз за дополнительные деньги. Во-вторых, сумма, которую нам насчитали за перенос трех основных серверов в облака, составляла 120–160 тысяч рублей в месяц – для нашей небольшой компании эти траты нецелесообразны. Добавим к этому необходимость расширения канала доступа в интернет и существующий запрет на размещение определенных данных вне территории компании». Таким образом, вариант перехода в облака оказался невозможным, и компания вместо этого внедрила другую систему виртуализации.
Артур Пярн: Миру еще предстоит открыть для себя возможности IaaS
О том, как подстегивают рост рынка облаков требования законодателей и проекты телеком-операторов, и чем могут ответить поставщики, рассказал Артур Пярн, директор департамента ИТ-решений Huawei.
CNews: Какие тенденции сегодня влияют на развитие облачных сервисов в России?
Артур Пярн: Сегодня можно отметить несколько основных трендов, которые оказывают или скоро будут оказывать существенное влияние на развитие облачных сервисов в России. Первый и наиболее острый – это вступивший в силу Федеральный закон N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», который требует хранить персональные данные россиян в России. После того как был создан первый прецедент применения закона с блокировкой известного ресурса LinkedIn, угроза сервисам, хранящим и обрабатывающим персональные данные вне России, быть заблокированными здесь стала реальной.
Читать далее
Презентации участников форума
Страницы: 1 | 2 | следующая
Источник: Www. cnews. ru