Развитие технологий обеспечило принципиально новые возможности по созданию информационных систем для крупного бизнеса и органов государственного управления. На место устаревших разрозненных решений приходят системы систем, в состав которых входит электротехническое оборудование, вычислительная инфраструктура, программное, телекоммуникационное и организационное обеспечение с учетом всех их разнообразных взаимосвязей и взаимозависимостей.
Автоматизированные информационные системы (АИС) крупного бизнеса и органов государственного управления имеют ряд особенностей. Во-первых, это многозвенная иерархическая организационная структура, распределенная по всем субъектам Российской Федерации, в которой одновременно работают тысячи пользователей. Во-вторых, подобные системы как правило интегрированы с десятками других и обрабатывают сотни транзакций в секунду, оперируют сотнями терабайт хранимых данных. Уникальность таких решений, как правило, требует от их создателей больших усилий при разработке и сопровождении, а исходный программный код насчитывает миллионы строк.
За 15–20 лет эволюционного развития систем у предприятий накопились сотни слабо интегрированных программно-технических комплексов, которые имеют в основном монолитную и клиент-серверную архитектуру. Среди типичных проблем систем такого класса – необходимость работы в нескольких приложениях одновременно и ручного переноса данных из одной системы в другую, их разрозненность и задержка актуализации. При этом приложения физически распределены по разным серверам, загрузка которых как правило не превышает 5%, и обмениваются сообщениями по принципу «каждый с каждым». Разнообразие используемых программно-технических средств и наличие большого числа подрядчиков, осуществляющих их поддержку, в отсутствие единых технологических стандартов и регламентов приводит к тому, что любая доработка требует продолжительных сроков и высоких затрат.
Новые тренды в ИТ
За прошедшие 15–20 лет в ИТ произошли существенные изменения, которые открывают новые возможности в области создания и эксплуатации больших информационных систем. Так, ежегодный рост пропускной способности каналов связи составляет 50%, а стоимость интернет-трафика снизилась с $1200 за 1 Мб/с в 1998 г. до $5 в 2010 г. и $0,3 в 2015 г., что открывает широчайшие возможности по использованию телекоммуникационной инфраструктуры.
Предельное упрощение технической архитектуры и унификация компонентов, предоставление ИТ-инфраструктуры как сервиса (IaaS) создают возможности для масштабирования и динамического изменения вычислительных ресурсов. Развитие средств мобильного доступа и расширение М2М-взаимодействия, а также существенный прогресс в области создания решений на базе открытого ПО выводят развитие больших информационных систем на принципиально новый уровень.
В результате необходим комплексный подход к созданию АИС для крупных предприятий и государственных ведомств, в рамках которого подобные решения должны рассматриваться как система систем.
АИС как система систем
Для увеличения кликните по изображению
Источник: RedSys, 2015
Комплексный подход также подразумевает рассмотрение АИС как организации, состоящей из представителей заказчика и исполнителя, которая в течение достаточно продолжительного времени реализует программу из сотен взаимосвязанных ИТ-проектов.
АИС как организация
Для увеличения кликните по изображению
Источник: RedSys, 2015
Наиболее эффективный процесс создания и развития АИС основывается на гибком, итеративном и инкрементальном подходе, при котором фазы анализа, проектирования, разработки и внедрения циклически повторяются, добавляя в системы, находящиеся в постоянной эксплуатации, на каждом цикле новые востребованные пользователями функции и качества. В зависимости от сложности решаемых задач продолжительность цикла варьируется от одного до нескольких месяцев.
АИС как процесс
Источник: RedSys, 2015
В техническом задании по ГОСТ 34.602-89 нефункциональные требования к АИС прорабатываются максимально подробно, поскольку именно они определяют архитектуру системы. Функциональные требования при этом описываются на достаточно высоком уровне. Дальше проектируется архитектура, которая описывается в техническом проекте по ГОСТ 34.201-89 и РД 50-34.698-90. Параллельно с подготовкой технического проекта запускается итеративная и инкрементальная разработка. На каждой итерации уточняются функциональные требования в виде сценариев использования в отдельных документах «Проектные решения» по ГОСТ 34.003-90, которые по мере готовности утверждаются заказчиком и прикладываются затем к техническому проекту. Таким образом реализуется гибкий, итеративный и инкрементальный подход.
Преимущества комплексного подхода
Комплексный подход к развитию и применению новейших информационных технологий позволяет создать единое информационное пространство, которое обеспечивает выполнение функций организации, гибко реагирует на изменения законодательства и условия бизнеса – и все это без значительных изменений в системе в течение 10–15 лет. Он способствует повышению уровня автоматизации выполнения бизнес-процессов и государственных функций, процессов взаимодействия с контрагентами и партнерами, упрощению административных и технологических процедур. Обеспечивает мониторинг, прогнозирование и предупреждение инцидентов, удаленное управление объектами и оборудованием.
Так, Пенсионный фонд РФ в ходе внедрения ведомственной автоматизированной информационной системы нового поколения (АИС ПФР-2) разработал и уже практически создал новую инфраструктуру. Она предполагает возможность выполнения всех функций на любом уровне – для каждого территориального органа решена задача отсутствия необходимости его привязки к конкретному территориальному признаку и унификации вычислительных средств (создание типовых комплексов и использование «плоской» IP-сети). «Наша информационная система состоит из 25 подсистем, – говорит зампредседателя правления Пенсионного фонда Николай Елистратов. – Некоторые из них по своим объемам и параметрам достойны называться полновесными ИС даже на федеральном уровне». При этом только благодаря созданию «плоской сети» удалось добиться снижения удельной стоимости корпоративной сети передачи данных (КСПД) в 4,2 раза при одновременном увеличении суммарной пропускной способности в 4,6 раза.
Модернизация ИКТ-инфраструктуры проведена и в Ростехнадзоре. На место разрозненных решений пришла комплексная система информатизации (КСИ), объединяющая около 17 абсолютно разных подсистем с разным количеством пользователей. «Часть из них направлена на автоматизацию основной, а часть – управленческой деятельности ведомства. При этом все системы интегрированы между собой. В целом в ней работает около 2 тыс. пользователей из 50 тыс. эксплуатирующих организаций, – отмечает советник отдела управления специальной безопасности Ростехнадзора Марина Макарчук. – После ее внедрения в ведомстве появилась единая база организаций и единые методологические принципы ведения реестров, автоматизации госуслуг, единая база доступа к спецификациям, протоколам, техническим заданиям».
Сергей Архипенков,
Директор департамента комплексных архитектурных решений RedSys
Источник: Www. cnews. ru