Основа театра – это всегда искусная игра актеров и их умение заставить зрителя сопереживать происходящему на сцене. Но театр должен говорить со зрителем на одном языке. Поэтому Олег Меньшиков не боится экспериментировать и с удовольствием использует в новых постановках современные технологии. Сегодня это виртуальный Дориан Грей, а завтра, возможно, – интерактивный спектакль-квест.
Театр в меньшей степени, чем другие виды искусства, зависит от технологий. Главная роль в нем по-прежнему принадлежит актеру, уверен Олег Меньшиков. Однако именно с его приходом на должность художественного руководителя в Театре Ермоловой настоящая технологическая революция.
Театр был организован в 1925 г. В разное время в нем служили великие русские режиссеры и актеры, такие как Андрей Гончаров, Всеволод Якут, Георгий Вицин, Виктор Павлов, Владимир Андреев. В 2012 г. после того, как художественным руководителем Ермоловского стал Олег Меньшиков, начался новый этап в жизни классического академического театра. «Был сделан ремонт на основной сцене. Началось активное строительство новой сцены. В какой-то момент стало понятно, что театру необходимо современное оборудование», – рассказывает Наталья Исаева, руководитель литературной части Театра Ермоловой.
С приходом Олега Меньшикова начался новый этап в жизни Театра Ермоловой
На первом этапе театр приобрел новую современную оргтехнику. Затем появилась идея организовать онлайн-трансляцию спектаклей с помощью монитора, установленного в одном из окон, выходящих на Тверскую улицу. Сегодня это уже четыре экрана, которые рассказывают о текущем репертуаре, премьерах и жизни театра – его актерах, их творческих вечерах и других событиях.
Пробный шар: «Портрет Дориана Грея»
Тогда же в 2012 г. молодой режиссер Александр Созонов пришел к Олегу Меньшикову с идеей поставить спектакль по произведению «Портрет Дориана Грея». «Большинство произведений, которые есть в репертуаре театров, были написаны много лет назад, и одна из задач режиссера – понять, как эта пьеса может звучать сегодня. Я исходил из того, что Дориана Грея не существует. Лорд Генри, сыграть которого должен был Олег Меньшиков, – это продюсер, который создал миф и использовал все имеющиеся технологии для того, чтобы появился образ вечной красоты, с помощью которого можно добиться неограниченной власти», – вспоминает он.
Перед создателями спектакля встала задача создать виртуальный образ главного героя. Поскольку такого опыта у театра не было, ему пришлось в очередной раз обратиться за помощью к ИТ-специалистам.
Дориан Грей – плод масс-медиа технологий
Премьера спектакля «Портрет Дориана Грея» состоялась в марте 2013 г. «В нем очень много видео, и это не случайно, – говорит Александр Созонов. – Ведь идея о том, что Дориан Грей – плод масс-медиа технологий, подразумевает, что зритель должен раствориться в них».
Создатели спектакля использовали три вида видео-технологий. Это life, благодаря которой обычно невидимые части сцены выводятся на билборд крупным планом. Это chroma key, позволяющая совместить изображение человека с любой картинкой. И kinect, превращающая изображение Дориана Грея, роль которого играет Олег Меньшиков, в разлагающийся портрет. «Театр – это отражение нашей жизни, и если в ней меняется язык общения, то театр тоже должен по-другому разговаривать со зрителями, – продолжает Александр Созонов. – Но такие изменения должны быть оправданы на уровне замысла спектакля».
Сегодня молодой режиссер работает над проектом, который, по его словам, является чем-то средним между квестом, спектаклем, игрой «Форт Бойар» и игрой в мафию, где у каждого зрителя-игрока есть чип, в котором содержатся опыт, здоровье, деньги. Ситуация на сцене зависит от того, какой выбор в тот или иной момент делает каждый зритель. «Задача индустрии развлечений – это более активное погружение зрителя в историю. И делать это надо не только на визуальном или аудиальном уровне, но и на уровне драматургии, – уверен он. – Конечно, спектакль невозможен без игры замечательных актеров. Но зритель тоже хочет участвовать в нем».
Продолжение следует
В октябре 2014 г. на Новой сцене Театра Ермоловой состоялась премьера спектакля режиссера Олеси Невмержицкой «Адам и Ева/Шейпинг». Его создатели предприняли попытку по-новому освоить пространство небольшой Новой сцены, на которой существует ниша, практически не заметная зрителю. Благодаря использованию современных технологических решений все происходящее в ней отображается на большом экране, и это оправдано в том числе и с точки зрения драматургии спектакля. Там же перед глазами зрителя периодически возникает экран телефона, на котором отражаются мысли, чувства, SMS, «лайки», комментарии, – все то, что наполняет жизнь персонажей и всех, сидящих в зале.
В спектакле «Адам и Ева/Шейпинг» перед глазами зрителя возникает экран телефона, на котором отражается все то, что наполняет жизнь персонажей
В январе 2016 г. на сцену театра им. Ермоловой вышел спектакль «Счастливчики», который Олег Меньшиков поставил для артистов старшего поколения. И в нем тоже широко используются современные технологии. «Мы уже не представляем себе спектакли без них», – говорит Наталья Исаева.
Кроме того, еще в 2014 г. на Новой сцене появился мультимедийный экран, оснащенный системой управления жестами Viziware, с помощью которой посетители могут посмотреть афишу театра, попутешествовать по закулисью, создать собственный оркестр, сделать фотографию с персонажем полюбившегося спектакля и разместить ее в социальной сети. В списке проектов юбилейного для театра сезона 2015–2016 гг. «Ермоловский+кино» – регулярный показ на Новой сцене документальных фильмов, не вышедших в широкий прокат, но получивших награды на международных фестивалях.
С помощью мультимедийного экрана и системы управления жестами Viziware посетители театра могут путешествовать по закулисью
Все используемые технологии были фактически подарены театру компанией «Ланит». «Для нас это большое счастье – получить возможность использовать новейшие технологии в театре. Это прекрасный пример меценатства, которое было так распространено в России раньше, – говорит Олег Меньшиков. – Конечно, наши спектакли могли состояться и без этого, но это были бы уже другие спектакли».
Тем не менее, режиссер уверен, что основой театра навсегда останутся искусная игра актеров и их умение заставить зрителя сопереживать происходящему на сцене. «Экраны в свое время использовал еще Мейерхольд, однако потом театр вернулся в свое изначальное состояние – сцена, кулисы, свет, – говорит он. – Сегодня в три наших спектакля пришли новые технологии. Но мы понимаем, что вскоре театр от них освободится и их место займут другие. Театр на них не базируется, он их использует».
Источник: Www. cnews. ru