Более трех лет рынок персональных компьютеров России сокращается быстрыми темпами: частные пользователи покупают все меньше десктопов и ноутбуков, предпочитая им планшеты, а компании оттягивают до последнего необходимость модернизации своего парка ПК из финансовых соображений. Что может подстегнуть рынок и изменится ли в результате его содержание? Об этом в интервью CNews рассказал Николай Шмыков, менеджер по развитию категории коммерческих ПК, HP в России.
CNews: На чем основана стратегия НР в кризисный период?
Николай Шмыков: HP лидирует в производстве персональных компьютеров для бизнеса, что недавно в очередной раз было подтверждено исследованием IDC. Безусловно, в последние три года российский рынок ПК переживает драматический спад – это известный факт. Но есть два сегмента, способные стать драйверами роста на этом рынке: моноблоки и компактные компьютеры. Им НР уделяет особое внимание, выпуская все более мощные и совершенные системы.
Полтора года назад мы анонсировали свои первые компьютеры в ультракомпактном форм-факторе. При старте с нуля высокие показатели в процентах неудивительны. Но у нас были и отгрузки больших партий – более 10 тыс. штук. За последний год рост продаж новых компьютеров был трехкратным, достигая в определенные моменты 700%. Это означает, что бизнес-заказчики уже понимают разницу между ними и неттопами, и тонкими клиентами.
Также не секрет, что в самый сложный кризисный период нам удалось поддержать объемы продаж фиксацией рублевых цен. Доллар падал, а у нас отставание от реального курса составляло 1,5–2 месяца. Поэтому сегодня мы видим появление серьезного интереса бизнеса к таким решениям и можем подвести первые итоги, основываясь и на российской, и на зарубежной статистике.
Это вдохновило нас на развитие данного сегмента рынка, и совсем недавно мы презентовали новую линейку решений серий Pro и Elite. Ее можно назвать «экосистемой», поскольку она включает в себя как настольные компьютеры, так и ноутбуки и принтеры. Мы ожидаем, что серия Pro будет наиболее интересна компаниям малого и среднего бизнеса из-за хорошего соотношения цены и качества, а также благодаря заложенным в нее возможностям расширения функциональности устройств в зависимости от потребностей пользователей. А серия Elite отвечает самым высоким требованиям в области стиля и производительности. Причем, когда я говорю о высокой производительности, я имею в виду и тот факт, что НР – единственная компания, сумевшая разместить в ультракомпактном корпусе полноценный 65-ваттный процессор. Это экстремальная мощь.
CNews: На замену каким устройствам приходят ультракомпактные компьютеры?
Николай Шмыков: В первую очередь мы нацелены на сегмент настольных компьютеров. Известно, что 70% корпоративных пользователей в офисах до сих пор работают на десктопах. Для руководства этих компаний важны определенные факторы при выборе решений: низкая стоимость владения, длительный срок службы, высокая вычислительная мощность, легкость апгрейда и безопасность – как в плане защиты информации, так и предотвращения краж.
Фактор цены играет решающую роль. Год назад, в период максимального падения курса рубля, в общем объеме продаж доля самых бюджетных решений достигала 65%. Это касается продаж и для СМБ, и для крупных корпораций – ни у кого денег не прибавилось на закупку компьютеров. С тех пор как курс немного «отскочил», мы видим снижение этой доли. То есть, люди снова стали интересоваться более производительными решениями. На самом деле, в здоровой рыночной ситуации доля «лоу-энда» не должна превышать 20–30%.
Николай Шмыков: Развитие минимизации научит компании пересмотреть подходы к организации рабочих мест сотрудников. Все рабочее место может занимать площадь в один квадратный метр
Чем может НР помочь заказчикам? Модульными компактными решениями, обладающими мощью полноценного компьютера. Что такое классический десктопный компьютер – это большой системный блок с определенным набором комплектующих по умолчанию, за который платит клиент. А наши ультракомпактные компьютеры представляют собой набор модулей, который можно собирать в зависимости от предназначения, например, добавить к системному блоку оптический привод, порты расширения и закрепить с помощью универсальной «скобы безопасности» в нужном месте на стене, под столешницей или даже на задней стенке монитора. Причем для этого не нужны специальные инструменты: винты на скобе сделаны так, чтобы их можно было открутить руками. А для помещений, в которых есть основания опасаться краж или вандализма, мы рекомендуем помещать компьютер в защищенный lock-box.
В результате, во-первых, заказчик может не покупать ненужные для данного рабочего места блоки. Например, в ряде организаций, особенно финансового сектора, есть требования к поставкам компьютеров: без оптических приводов, динамиков и веб-камеры, с заблокированными модулями беспроводной связи и портами для запоминающих устройств. А в других компаниях есть специалисты, которым нужны и слоты для карт памяти, и USB-порты, и Wi-Fi, и даже PS/2 или COM-порт. Во-вторых, можно производить апгрейд отдельных блоков по мере необходимости.
CNews: Вы рассчитываете на высокие показатели продаж ультракомпактных решений и устройств «все-в-одном»?
Николай Шмыков: Да, причем это объясняется как раз длительным падением продаж ПК в России и экономическим кризисом. Компании, как правило, консервативны в своих предпочтениях. Если они используют ПК, то с большой вероятностью не будут пересаживать пользователей за ноутбуки. И они уже долго экономят на закупках «железа». Но компьютеры устаревают, а требования к производительности систем растут. Поэтому возникла ситуация отложенного спроса, которая окажет влияние на рынок в 2016 и 2017 годах.
Николай Шмыков: Российский рынок ПК переживает драматический спад. Но есть два сегмента, способные стать драйверами роста на этом рынке: моноблоки и компактные компьютеры
Этот спрос мы планируем покрыть в том числе поставками ультракомпактных компьютеров и моноблоков. Сегодня я вижу большое препятствие в недостаточной информированности заказчиков о прогрессе на рынке ПК. Мы провели за полтора года много мероприятий, и каждый раз я наблюдаю, что половина аудитории впервые видит ультракомпактные системы, а вторая не представляет всех преимуществ модульных конструкций.
В среднем по Европе сегмент, который занимают устройства ультракомпактного форм-фактора, составляет 20% от всех ПК для бизнеса. Мы добились увеличения этой доли до 30% в европейских продажах НР. И сейчас именно мы формируем этот рынок: поставляем компьютеры и объясняем заказчикам, как их нужно использовать, и как они помогут сэкономить ИТ-бюджеты по сравнению с традиционными решениями.
Кроме того, на рост продаж влияет и фактор гарантии и сервисного обслуживания. В России у НР нет равных по охвату сервисным покрытием. Если в Европейской части, в Москве и Санкт-Петербурге достаточно широко представлены все вендоры, то за Уралом у нас самая обширная сеть сервисных центров.
CNews: Вы прогнозируете рост продаж ультракомпактных компьютеров – какое влияние этот процесс окажет на состояние российского рынка ПК, сократятся ли темпы падения? Ожидаете ли вы, что само понятие «персональный компьютер» получит новое содержание?
Николай Шмыков: Говоря об отложенном спросе на компьютеры, я основывался на отчетах IDC. Они показывают, что сейчас рынок «нащупал дно», оттолкнулся, и уже продажи в ІІІ квартале 2015 года были лучше, чем во втором. Мы рассчитываем, что IV квартал будет еще более позитивным, и эта тенденция продолжится в следующем году.
Николай Шмыков: НР – единственная компания, сумевшая разместить в ультракомпактном корпусе полноценный 65-ваттный процессор
Второй фактор полностью сформирован нами. Компания НР как один из лидеров отрасли приспособилась к этой непростой ситуации и предложила рынку решение, которое могут позволить себе компании даже с имеющимися рублевыми бюджетами, причем без компромиссов в части производительности и качества.
Мы стремимся донести до заказчиков очень важную мысль о том, что минимизация ПК – это доминирующий тренд. Да, мы делаем компьютеры в разных форм-факторах. Например, EliteDesk 800 G2 Tower – это полноразмерный настольный компьютер, возможности которого близки к профессиональным системам, предназначенным для работы в режиме 24 на 7. Но в целом решения становятся компактнее – и даже корпуса наших систем Mini-Tower и SmallFormFactor с каждым поколением уменьшаются в размерах.
Дальнейшее развитие минимизации научит компании пересмотреть подходы к организации рабочих мест сотрудников. Уйдут в прошлое громоздкие системные блоки. Все рабочее место может занимать площадь в один квадратный метр. В сочетании с гибкими возможностями комбинации модулей минимизация будет востребована во всех отраслях: не только в коммерческом секторе, но и в здравоохранении, образовании, промышленности и так далее.
При этом компактные компьютеры не конкурируют с ноутбуками, потому что у этих классов устройств разное предназначение. Первые предназначены на замену стационарных рабочих станций, задача вторых – предоставить возможность мобильной работы.
Зато от мобильных устройств мы взяли принцип работы монитора в режиме планшета с сенсорным экраном. Раньше разница в цене с обычным монитором при диагонали 20” была заметной и достигала 100 долл., но сейчас она сократилась примерно до 3–5 тыс. рублей. Поэтому мы делаем даже бюджетные моноблоки, которые можно повернуть экраном вверх и работать как с обычным тачскрином на планшете – при помощи и пальца, и специального пера. Для дизайнеров это очень интересное решение.
CNews: Вы производите как модульные компьютеры, так и моноблоки. Что больше подойдет для сотрудника, работающего со стандартным набором офисных приложений?
Николай Шмыков: Если возникает такой выбор, то могу посоветовать обратить внимание на требования к оформлению рабочего места сотрудника. Если это ресепшн, регистратура или другое место, где клиенты видят тыльную часть монитора, за которым работает специалист, из эстетических соображений лучше выбрать моноблок, а не монитор с модулями на его задней стенке.
Но гораздо чаще мониторы стоят задней панелью к стене, поэтому в данном случае большее значение приобретают факторы цены и ранее описанных преимуществ модульных систем. Если мы возьмем компьютеры с одинаковой диагональю монитора, то разница между модульным компьютером и моноблоком может доходить до 20%.
Кроме того, системный блок нужно менять гораздо чаще, чем монитор. ИТ-индустрия не стоит на месте, появляется более требовательный к вычислительной мощности софт, и средний компьютер устаревает всего за 3,5 года, в то время как монитором еще можно пользоваться. Поэтому для заказчиков интересна возможность заменить только один блок, а не всю систему в целом.
НР регулярно обновляет модельные ряды. Как только мы выполняем все обязательства по поставкам одних моделей, сразу плавно переходим на следующее поколение. В модельных рядах легко ориентироваться, потому что мы меняем не название линейки, а только номер поколения – G1, G2 и так далее – G от слова Generation. Интересно, что устройства становятся функциональнее, производительнее, но не дороже, а в некоторых случаях и дешевле своих предшественников.
CNews: Для того чтобы оценить срок до следующего апгрейда, нужно знать спецификацию системы. Что помещается в ультракомпактный системный блок и модули расширения?
Николай Шмыков: Если открыть устройство, например, EliteDesk 800 Desktop Mini с процессором Intel на 65 Вт, то увидим компактную, мощную, но не шумную систему воздушного охлаждения. Прямо под процессором расположены два 16 гигабайтных ноутбучных модуля памяти, рядом – 2,5” диск SSD или SATA. Если это SSD, загрузка системы происходит буквально за 3–4 секунды. Все комплектующие надежно защищены системой гашения вибрации. Также реализована поддержка трех мониторов. За год мы получили отзывы клиентов, которые хотели бы подключать старые мониторы, поэтому добавили возможность опциональной установки DisplayPort, HDMI или Serial-порта. И все это умещается в коробке размером 175 на 177 мм и высотой 34 мм.
Если мы возьмем модуль расширения с коммуникационными портами, то увидим, что в новом поколении появились разъемы USB тип С. Кроме того, если объем диска в системном модуле недостаточен, то в этот модуль можно подключить дополнительный винчестер. И, наконец, отдельный модуль расширения включает оптический диск.
CNews: Вы говорите о корпоративном секторе, означает ли это, что на частных пользователей вы не ориентировались при разработке своих продуктов?
Николай Шмыков: В НР разработкой корпоративных и консьюмерских продуктов занимаются разные подразделения, мы не смешиваем эти два направления. Маркетологи изучают спрос, инженеры на основе их выкладок делают разработки. Но в последнее время мы в своих бизнес-ПК больше внимания стали уделять дизайну. Это увидела «консьюмерская» команда и заинтересовалась, потому что для частного пользователя большую роль играет «вау-фактор» при виде нового устройства. Поэтому определенные планы по выводу бизнес-линеек на розничный рынок мы обсуждаем.
Павел Притула
Источник: Www. cnews. ru