Деньги любят счет. Хороший бизнесмен оценивает не только затраты на проект, закрывающий ИТ-потребности, но и стоимость владения инфраструктурой. В компании «Фармстандарт» такая оценка показала, что даже в разгар кризиса нужно было приобретать новое оборудование и менять систему унифицированных коммуникаций. Об этом опыте в интервью CNews рассказывает Дмитрий Садеев, руководитель ИТ-департамента «Фармстандарт»
CNews: Расскажите, пожалуйста, о ключевых задачах ИТ-систем в ГК «Фармстандарт». Из чего состоит ваша ИТ-инфраструктура?
Дмитрий Садеев: Компания «Фармстандарт» была основана в 2003 году, и в самом начале все ее потребности были обеспечены небольшими ИТ-системами. Постепенно мы наращивали мощности в плане использования ИТ. Особенно интенсивный рост начался после того, как в 2007 году компания вышла на IPO. За пять следующих лет «Фармстандарт» пережил много различных сделок, которые сопровождались процессами слияний и поглощений. В результате менялся и наш ИТ-ландшафт: часть систем мы унаследовали вместе с пришедшими к нам компаниями, а от некоторых систем отказались, оценив эффективность их использования. Уже в 2010 году у «Фармстандарта» был довольно большой набор различных систем, как отдельно существующих, так и интегрированных друг с другом. И с этого момента у нас началась эпоха интеграции, когда мы постепенно стали переходить на единые стандарты ИТ.
Дмитрий Садеев: Новая система унифицированных коммуникаций должна была сохранить имевшиеся инструменты (почта, мессенджер, телефония) и добавить ряд новых
Основная задача ИТ-инфраструктуры – обеспечение непрерывности и доступности всех сервисов компании. Как и у других компаний, наша инфраструктура состоит из программно-аппаратных средств – сетей передачи данных, серверов, файловых хранилищ, разнородных систем, отдельных приложений и т. п. Мы стремимся построить ее так, чтобы эта инфраструктура была эффективной и понятной как для пользователей, так и для руководства компании. Для этого мы очень внимательно смотрим на тенденции, планы развития технологий, оцениваем наши системы на соответствие им, то есть проводим многофакторный анализ и принимаем решения об использовании технологий только посмотрев на них со всех сторон.
Если говорить об использовании облаков, аутсорсинга сервисов, то «Фармстандарт» придерживается гибридной модели использования ИТ-ресурсов. У нас есть как собственные центры обработки данных, серверные комнаты, оборудование, так и договоры на использование внешних ИТ-услуг, в том числе облачных. В этом плане мы сторонники взвешенного подхода.
Нужно отметить, что мы не только приобретаем ИТ-продукты, но и создаем их самостоятельно, силами нашего ИТ-подразделения. Так, мы с 2004 года разработали и используем собственную уникальную ERP-систему, которую интегрировали с рядом сторонних решений.
CNews: Когда в компании начали использовать унифицированные коммуникации? Почему?
Дмитрий Садеев: Вскоре после начала роста компании у нас возникла потребность в эффективных коммуникациях. «Фармстандарт» уже тогда имел филиалы в других регионах, росло число сотрудников, увеличивался набор бизнес-процессов, поток задач нарастал.
На тот момент в «Фармстандарте» была принята классическая модель, включавшая по отдельности почту, интернет-мессенджеры и телефонную связь. И мы наглядно увидели, как быстро падает эффективность этих каналов при экстенсивном развитии бизнеса. Это выражалось в ухудшении скорости реакции пользователей, потере коммуникации, различным нестыковках, негативно влияющих на бизнес.
В 2008–2009 годах мы были заняты тщательной проработкой стратегии развития ИТ в компании, включая инфраструктурные потребности. Именно в этот период появилась идея, что нам нужно приходить к какой-то унифицированной модели. И мы начали готовить первый проект внедрения системы UC в компании.
В конце 2009 года единая система была внедрена. Она объединила почту, IP-телефонию и службу мгновенных сообщений. Это было несколько решений, интегрированных друг с другом и имеющих единый интерфейс пользователя. Мы гордимся тем, что производители этих решений признали наш проект первым на рынке в плане коротких сроков исполнения и широты внедренных функциональных возможностей. В течение нескольких лет эта система полностью отвечала своим задачам.
CNews: Какие были предпосылки для модернизации системы UC? Какие цели ставились в ходе проекта?
Дмитрий Садеев: С течением времени существующая система UC начала «проседать» по двум ключевым показателям: стоимость владения и обеспечение актуальных потребностей бизнеса. Кроме того, усложнилась структура подразделений, системы коммуникации не поддерживали ряд новых востребованных функций, а у оборудования заканчивался срок эксплуатации.
При переходе от 2014 к 2015 году мы пересчитали стоимость владения имеющейся системой, добавили в эти расчеты накопившуюся потребность бизнеса в коммуникациях, оценили расширение функциональных возможностей, особенно в части видеоконференций. И при тесном взаимодействии с руководством мы совместили эту картину с нашей ИТ-стратегией. В результате такой оценки мы увидели, что даже при возросших ценах на оборудование систему выгоднее заменить. Это мы и провели в конце 2015 – начале 2016 года.
Мы внедрили максимально комплексное решение от компании Cisco. В целом мы используем IP-телефонию, систему ВКС, систему мгновенных сообщений в интеграции с мобильной связью, системой публикации и доступности внешних ресурсов
Новая система унифицированных коммуникаций должна была сохранить имевшиеся инструменты (почта, мессенджер, телефония) и добавить ряд новых. Помимо ВКС, требовались поддержка защищенной связи с внешними контрагентами, обеспечение максимальной доступности и мобильности абонентов, централизованное и при этом легко масштабируемое управление системой. В результате проведенных исследований мы решили перейти на систему коммуникаций от Cisco.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о выбранном решении: поддерживаемые виды связи, ключевые технологии, число пользователей.
Дмитрий Садеев: Мы внедрили максимально комплексное решение от компании Cisco. В целом мы используем IP-телефонию, систему ВКС, систему мгновенных сообщений в интеграции с мобильной связью, системой публикации и доступности внешних ресурсов.
При разработке проекта мы анализировали буквально все, чтобы сделать систему максимально эффективной. В частности, нужно было оснастить средствами ВКС переговорные комнаты – они имеют разные размеры и разную конфигурацию. У каждого терминала есть рекомендованные углы обзора и другие характеристики, которые нужно было учитывать при подготовке конкретной комнаты. Так, мы используем и решения для переговорных с эффектом телеприсутствия, и обычные терминалы, и мобильные. Причем не только в переговорных, но и прямо на рабочих местах. Это не дешевые системы, но мы их очень широко и эффективно используем, от совещаний между офисами до переговоров с партнерами.
CNews: Какие преимущества получила компания в результате проекта? Если сравнить ТСО старой и новой систем – ожидается ли положительный экономический эффект?
Дмитрий Садеев: Несмотря на то, что мы недавно вышли из тестового периода, уже заметна эффективность использования рабочего времени сотрудников и внутренних операционных расходов компании. Переговоры с иностранным партнером через ВКС на порядки дешевле традиционных, при которых необходимы расходы на авиаперелет, отель, а сам сотрудник долго отсутствует на своем месте. Кроме того, обеспечивается очень быстрое решение вопросов, без затрат времени на организацию личной встречи и дорогу. Для понимания экономического эффекта нужно учесть, что руководство проводит сотни различных переговоров за год, а сотрудники среднего уровня – тысячи. Именно по линии использования ВКС мы получили первую обратную связь: сотрудники сообщили, что благодаря системе они выполняют большее количество рабочих задач.
CNews: Как проходил проект?
Дмитрий Садеев: У «Фармстандарта» есть правило – не принимать поспешных решений, всегда проводить анализ перед тем, как запускать проекты. В этом случае мы также сначала проанализировали, как я говорил выше, эффективна ли существующая система, какая функциональность системы унифицированных коммуникаций нужна сотрудникам, нужно ли внедрять новую систему.
В качестве предпилота мы протестировали на оборудовании производителя проведение видеоконференций. Посмотрели, как это работает и выбрали интегратора – им по результатам конкурса стала компания INTACT.
Вместе с коллегами из INTACT мы внедрили первую очередь решения – этот сегмент ВКС, после чего начали работать над комплексной заменой старой системы на новую. Полностью проект занял у нас около года. В конце 2015 года мы приняли решение приобретать оборудование и устанавливать систему Cisco. В феврале 2016 года мы получили оборудование, а в мае уже полностью перешли на работу в новой системе.
По сравнению со старой системой мы увеличили не только функциональность, но и масштабы: вместо 3-х тысяч пользователей сейчас у нас 8 тысяч, и это не предел. Я говорю не только о возможностях системы, но и о планах компании: мы будем увеличивать число подключенных рабочих мест.
Вся техническая поддержка полностью лежит на наших плечах. Причем о качестве новой системы коммуникаций и проекта говорит тот факт, что масштабы выросли в несколько раз, а нагрузка на службу поддержки не изменилась. То есть в расчете на одного пользователя инцидентов стало в несколько раз меньше.
CNews: Какие у вас планы по развитию решения?
Дмитрий Садеев: Все нужные технологии мы уже внедрили, поэтому сейчас фокус внимания сместился в сторону поддержки задач бизнеса. У компании есть определенные цели, она продолжает расти: увеличивается производство, появляются новые сотрудники, партнеры. И на данном этапе мы ставим себе задачу обеспечить масштабируемость и доступность унифицированных коммуникаций в соответствии с темпами роста бизнеса.
Источник: Www. cnews. ru