В ходе состоявшейся в Санкт-Петербурге ежегодной конференции «IT Диалог» были подведены результаты внедрения ИТ в госсекторе и озвучены планы по внедрению элементов электронного правительства в коммерческой сфере: технологии, апробированные в государственных учреждениях, теперь планируется тиражировать на всю экономику. Для финансирования данной программы потребуется внести изменения в законодательство, которые позволят создавать государственно-частные партнерства.
5 лет с электронным правительством
Вопрос построения электронного правительства в России впервые был поднят в 2002 г., однако только в 2010 г. чиновники приступили к активной реализации данной программы. С тех пор был пройден значительный путь. Согласно данным Минкомсвязи, по результатам 2015 г. 40% граждан пользуются электронными услугами, а около 90% межведомственного взаимодействия осуществляется в электронном виде. В государственных учреждениях внедрены и активно применяются информационные технологии.
Масштаб изменений на уровне федеральных ведомств можно оценить на примере Пенсионного фонда (ПФР), где около пяти лет назад была разработана концепция автоматизации, которая сейчас начала приносить плоды. В основе функционирования ведомства лежит единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО), в которую через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стекаются данные из различных других федеральных и региональных органов исполнительной власти (ФОИВ и РОИВ). Кроме того, к ЕГИССО подключен личный кабинет застрахованного лица, через который граждане могут получить доступ к своим пенсионным данным.
Единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО)
Источник: ПФР, 2016
Для нас 2016 г. станет определяющим, так как в этом году происходит опытный вывод на масштабную эксплуатацию всех 25 подсистем ПФР, рассказал заместитель председателя правления ПФР Николай Елистратов. По его словам, личным кабинетом застрахованного лица, через который реализовано более 40 сервисов, уже активно пользуются граждане – в день портал обрабатывает до 1,35 млн запросов.
На уровне регионов лидерами по информатизации являются Москва и Санкт-Петербург, а многие практики, использованные в двух столицах, потом тиражируются в другие субъекты РФ. В частности в Санкт-Петербурге была построена единая система электронного документооборота (ЕСЭДД), которая на данный момент охватывает 18 районных администраций города, 41 комитет, службы и управления, 18 подразделений администрации губернатора и 21 подведомственную организацию.
«С 1 января 2015 г. в ЕСЭДД зарегистрировано более 2 млн входящих документов, по ним создано более 700 тыс. резолюций, подписанных электронной подписью (ЭП). Также зарегистрировано более 300 тыс. исходящих документов, из них 10% подписано электронной подписью», – сообщил Иван Громов, председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.
Информатизация на примере Санкт-Петербурга: проекты 2015–2016 гг., с возможностью тиражирования на другие регионы:
· Налажен доступ к единой системе электронного документооборота ЕСЭДД через мобильные устройства
· Реализована сдача электронных документов в архив с заверением электронной подписью в соответствии с установленными регламентами
· Разработан кадровый портал для служащих госорганов Санкт-Петербурга и соискателей вакансий
· Создан справочник лабораторных исследований ЛАТЕУС для медицинских учреждений.
· В области образования: совместили в одной рабочей станции доступ к электронному журналу и интерактивной доске (ранее требовалось две рабочей станции на один класс)
· Пилотный проект по информированию родителей о приходе детей в школу и режиме питания
· До конца 2016 г. планируется создать единый интерфейс системы «Безопасный город» (на один экран выводится вся городская обстановка, карточки событий, можно подключить камеры видеонаблюдения и т. д.)
· Создан каталогизированный архив в области культуры, который включает оцифрованные документам, фото, видео и аудиоматериалы
От электронного правительства к трансформации экономики
На первом этапе реализации программы по построению электронного правительства трансформации подверглись процессы внутри государства. «Теперь мы приблизились к той черте, когда построенная платформа должна изменить всю экономику. Возможности, которые открывают ИКТ, должны влиять не только на то, как работают органы власти, но и на то, как протекают процессы в экономике», – заявил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев.
Он выделили три ключевых пункта для развития электронного правительства в сторону трансформации экономики: выработка единой системы аутентификации/идентификации для коммерческого сектора, создание удостоверяющего центра для рыночных транзакций и сделок, а также расширение сферы применения персональных данных граждан, хранящихся в государственных ведомствах.
Единое электронное «удостоверение личности»
Сегодня средствами идентификации служат бумажные документы – паспорт или справка из ЕГРЮЛ. Эти инструменты становятся все более затратными и неудобными с точки зрения быстро меняющейся экономической деятельности. Для выхода государственного ИТ в коммерческий сектор необходимо развитие надежных средств идентификации, включая инструменты аутентификации по голосу и видео. В коммерческих сервисах планируется применять единую систему идентификации с использованием биометрии, чтобы организации и физические лица смогли вступать в юридически значимые правоотношения – заключать сделки и проводить взаиморасчеты.
Сейчас существует единая государственная система аутентификации и идентификации (ЕСИА) с помощью электронной подписи, которая разрабатывается с 2010 г. Первоначально ЕСИА использовалась для авторизации на портале государственных услуг, но позже она была интегрирована с информационными системами различных федеральных, региональных и муниципальных ведомств. При этом разговоры о внедрении ЕСИА в сфере финансовых услуг начались еще в 2014 г. В данный момент в Минкомсвязи изучают технологии аутентификации, включая распознавание через видео и речь, которые могут быть использованы в качестве единого инструмента для коммерческого сектора.
Аукционы для госсектора как принцип развития электронной экономики
В традиционной экономике любые сделки оставляют бумажные «следы» – документы с печатями и подписями, которые в случае возникновения спорных ситуаций принимают к рассмотрению суды. Для повышения скорости оборота необходимо полностью исключить бумажную документацию в коммерческом секторе. Сделать это можно только в том случае, если помимо двух заинтересованных сторон есть третий участник, который может удостоверить факт той или иной транзакции или сделки.
Сейчас данные технологии применяются только в случае, если коммерческие организации заключают сделки с государственными органами власти. В рамках электронных аукционов существует сервис доверенной третьей стороны, которая подтверждает правильность принятия решения при выборе поставщика для госорганов. «Данная технология может быть развернута в масштабах всей экономики», – полагает Алексей Козырев.
1 | 2 | 3 | 4
Алексей Козырев: Построенная платформа должна изменить всю экономику
В данный момент для участия в открытых электронных аукционах в рамках госзакупок необходимо иметь электронную подпись, верифицированную одним из более 200 доверенных удостоверяющих центров, получивших соответствующих сертификат от Минкомсвязи.
С коммерческими структурами поделятся персональными данными
Государство на сегодняшний день хранит и обрабатывает большое количество персональных данных, которые представляют ценность для бизнеса. Например, чтобы получить кредит, гражданину необходимо подтвердить свои доходы, а вся информация на этот счет есть в Федеральной Налоговой Службе (ФНС) и Пенсионном Фонде. Средства электронного правительства позволяют сформировать такую справку и передать в банк, однако для этого необходимо будет получить согласие гражданина. Аналогичный подход применим к любым ПДн, включая медицинские данные, информацию МВД, или ФМС.
«Сейчас госорганы не требуют справок от россиян, если информация о них хранится в тех или иных ведомствах. Аналогичный принцип будет распространен на частный сектор: если для взаимодействия с коммерческими организациями требуется получить справку от госорганов, то такую бумагу можно будет получить в электронном виде, если гражданин даст на это свое согласие», – заявил Алексей Козырев.
Деньги на развитие электронного правительства возьмут в частном секторе
Для реализации трех перечисленных пунктов прорабатывается дорожная карта, рассчитанная на 2016–2018 гг., ее финальный вариант планируется принять осенью текущего года. Документ должен определить требования к изменениям в законодательной базе, включая законы «Об информации» 149-ФЗ и «О госуслугах» 210-ФЗ. Для реализации намеченных целей также будет разработан пакет подзаконных актов.
Развитие перечисленных трех направлений будет оказывать дополнительную нагрузку на инфраструктуру электронного правительства и потребует доработок существующих информационных систем. Связанные с этим статьи расходов будут финансироваться за счет применения схем государственно-частного партнерства. Операторы государственных систем будут заключать специальные соглашения с частными инвесторами. В настоящий момент подобный механизм не предусмотрен, с этой целью планируется внести соответствующие изменения в законодательство.
На текущий момент только на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства без учета ее развития выделяется около p2 млрд из федерального бюджета. «Неизвестно, получится ли снизить затраты до нуля, но коммерциализация сервисов электронного правительства, в первую очередь в области идентификации и аутентификации граждан, позволит сократить нагрузку на бюджет», – уточнил Алексей Козырев.
В результате реализации задуманной программы к 2018 г. 70% граждан РФ будут пользовать электронными госуслугами, полагают в Минкомсвязи. Кроме того, существенно улучшиться проникновение финансовых сервисов. Например, услуги кредитных организаций смогут «дотянуться» до территорий, где отсутствует банковская инфраструктура, и жители не могут получать даже простые банковские сервисы, полагают чиновники.
Павел Лебедев
Источник: Www. cnews. ru